Цели: провести отработку приемов двухголосного пения; проанализировать жанры народных песен; вспомнить понятия «контраст» и «ансамбль»; провести пробное исполнение a cappella; продолжить разучивание новой песни; повторить художественное исполнение музыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся двухголосному исполнительству песен продолжительного звучания; приобретут новые теоретические и практические знания в области народной музыки.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Вокализа» СВ. Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова.
Оформление доски: репродукции картин из школьной жизни; портреты композиторов СВ. Рахманинова, М.И. (Глинки, С.С. Прокофьева; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Ход урока
I. Музыкальная разминка, повторение правил певческой позиции
(Повторение распеваний «Мы поем» (на развитие двухголосия, в форме переклички) и «По ступенькам» (на развитие широкого дыхания).)
Разучивают скороговорку: «Ела киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска». Класс повторяет текст сначала спокойно, потом быстрее.)
II. Актуализация знаний
1. Жанры народных песен
— Какие жанры народных песен вы помните? Расскажите об особенностях каждого жанра.
— Когда исполнялись трудовая и календарно-обрядовые песни?
— Как можно отличить песню колыбельную от плясовой?
— Как можно отличить песню солдатскую от трудовой?
— Как можно отличить песню лирическую от хороводной?
— В чем особенность песни-плача?
— Послушайте напев русской народной песни «Милый мой хоровод».
(Педагог демонстрирует мелодию и слова песни, школьники ее запоминают, повторяют и исполняют.)
Милый мой хоровод,
Милый мой хоровод,
Стой, не расходись,
Стой, не расходись.
— Какие признаки русской народной песни вы услышали в этом произведении? (Плавность голосоведения, повторы слов, распевы слогов.)
А еще часто русские народные песни исполнялись без сопровождения музыкальных инструментов. Поэтому и вам тоже придется научиться петь эту песню без сопровождения фортепиано. Чтобы спеть как можно точнее, надо стараться исполнять звуки аккуратно, прислушиваться к тому, как поет ваш сосед, добиваясь пения как можно более слитного и чистого. Помните, есть такое слово в музыке — ансамбль, что означает «вместе». Вот вам сейчас надо поработать над хорошим, слаженным ансамблем. (Пение песни акапелла.)
— К какому жанру относится эта песня? (К хороводному.)
— Представим, будто мы поем ее, находясь в движении, танцуя в плавном хороводе. Поднимитесь со своих мест, руки опустите вдоль корпуса. Расправьте плечи, приподнимите головы. (Школьники готовятся к исполнению песни.)
— Теперь начнем петь песню. Приподнимитесь чуть-чуть на носочки, переступайте на месте и плавно поднимайте руки вверх в ритм песне, а потом опускайте их. (Класс разучивает и демонстрирует пение вместе с движением.)
— Спойте этот куплет еще раз, постарайтесь, чтобы пение и жесты как можно лучше совпадали. (Повторное исполнение песни с жестами.)
— Прошу вас сесть на свои места. Прослушайте мелодию и текст второй народной песни, она называется «А мы просо сеяли». Эта песня очень старинная, поэтому в ней встретятся незнакомые слова в припеве — «дид Ладо». Повторите эти слова. (Школьники 2-3 раза повторяют слова, запоминая их.)
— Теперь послушайте 1-й куплет.
— А мы просо сеяли, сеяли!
Ой, дид Ладо, сеяли, сеяли!
— А мы просо вытопчем, вытопчем!
Ой, дид Ладо, вытопчем, вытопчем!
— Слова здесь довольно простые, повторите их вместе со мной.
(Класс вместе с учителем повторяет слова песни.)
— Вы услышали, что в этой песне ведется разговор двух групп?
— Какие группы здесь разговаривают между собой? (Девушки и парни.)
— Послушайте, какие будут мелодии у каждой из групп. (Педагог демонстрирует напевы песни и разучивает их с классом.)
— О чем поют девушки?
— Каков характер их музыки?
— О чем поют парни?
— Каков характер их музыки?
— Отличается мелодия девушек от мелодии парней?
— Кто помнит, как называется сочетание противоположных характеров в музыке? (Контраст.)
— Спойте эту песню по ролям. Начинают пение девочки, они исполняют свой куплет. А в ответ им споют мальчики свой куплет. (Пение песни по ролям приемом «перекличка».)
— С какими русскими народными песнями вы сейчас познакомились?
— Вы пели эти песни в классе, а как вы думаете, где обычно их исполняли?
В старину улица была своеобразным клубом под открытым небом. Весной, летом, в хорошую погоду зимой и осенью она являлась лучшим местом для забав, прогулок и развлечений.
Для молодых людей, девочек и мальчиков 10-12 лет в русской деревне издавна главной забавой были музыкальные игры и развлечения. Девушки стайкой, парни ватагой ходили по всей улице и пели песни, беззлобно подшучивая друг над другом. Иногда, встретившись где-нибудь - на околице, на полянке, на площади, на мосту, — они все вместе пели, танцевали, водили хороводы и разыгрывали песенные инсценировки. Вот с такими старинными играми и песнями русских людей вы сегодня познакомились.
2. «Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова
— Вспомните название знакомого вам произведения по его началу.
(Педагог исполняет начальные такты «Вокализа» С.В. Рахманинова.)
— Как называется это произведение?
— Какой композитор сочинил «Вокализ»?
— Кто был учителем Рахманинова?
— Что отличает вокализы от других вокальных сочинений - оперы, песни?
— Исполните начало лейтмотива «Вокализа». (Школьники пропевают начало «Вокализа» СВ. Рахманинова и слушают отрывок из этого произведения.)
— Какое произведение начинается таким лейтмотивом? (Педагог исполняет начальные такты 3-го Концерта С.В. Рахманинова.)
— Расскажите о музыкальном жанре под названием «концерт». (Школьники пропевают лейтмотив произведения, проводят его анализ и слушают начало 3-го Концерта СВ. Рахманинова.)
— В чем сходство этих двух произведений одного композитора?
— В чем сходство этих двух авторских сочинений и русской народной песни?
III. Метроритмические движения
— Угадайте, музыка какого жанра сейчас прозвучит. (Танец, полька.)
(Педагог исполняет начало «Итальянской польки» С.В. Рахманинова.)
Эту польку также написал композитор Сергей Рахманинов, она называется «Итальянская полька».
— Как вы узнали, что это была танцевальная музыка? (Под нее можно танцевать.)
— Какой характер бывает у польки? (Бойкий, веселый, скачущий.)
— Знаете ли вы еще композиторов, которые сочинили музыкальные произведения под названием «полька»? (М.И. Глинка, П.И. Чайковский.)
— Какие движения принято исполнять во время польки? (Подпрыгивания, подскоки.)
(Педагог повторяет с учащимися танцевальный шаг польки: руки на поясе, выполняются подскоки поочередно на правой, потом на левой ноге, при этом колено второй ноги поднимается вверх параллельно полу.)
— Послушайте мелодию «Польки», которую написал композитор М.И. Глинка.
(Слушание «Польки» М.И. Глинки.)
— Кто помнит, какие слова вы разучивали для пения «Польки» М.И. Глинки? В словах, которые созданы для пения «Польки», сохранена ее двухчастность.
(Повторение слов для вокализирования мелодии «Польки» М.И. Глинки.)
Мы танцуем польку,
Не устав нисколько,
Мы танцуем вместе,
Не стоим на месте.
Ах, этот танец такой заводной,
Дружно его мы станцуем с тобой.
Ах, этот танец такой заводной,
Дружно станцуем с тобой.
Слова М.А. Давыдовой
(Школьники повторяют текст «Польки», скандируя его всем классом и по рядам.)
Напомню, что в этой мелодии вам будут встречаться распевы слогов — «та-анцуем», «не уста-ав», поэтому будьте внимательны во время пения. Вторая часть пьесы повторяется два раза. (Вокальное исполнение «Польки» в медленном темпе, после чего пение повторяют с танцевальными движениями.)
— Сколько частей было в «Польке» М.И. Глинки? (Две части.)
— Что такое танец? (Музыка, под которую можно танцевать, плясать, движения под музыку.)
— Какой вид искусства целиком построен на танце? (Балет.)
IV. Повторение изученного
1. «Песня о России» - повторение
(Повторение «Песни о России» с запевалами, дирижированием и вокализом.)
Я предлагают спеть эту песню всем вместе, как на концерте. Для этого надо подняться со своих мест, подтянуться. (Назначают солистов и дирижеров, песню исполняют стоя.)
2. «Точка, точка, запятая» — повторение, продолжение разучивания
— Узнайте название песни по ее мелодии.
(Педагог исполняет начало мелодии песни «Точка, точка, запятая».
— Какой композитор создал музыку для этой песни?
— Какую еще музыку сочинил композитор Геннадий Гладков?
— О чем говорилось в песне «Точка, точка, запятая»?
— Менялся ли характер песни в припеве и запеве?
— С чего начинается песня — с запева или с припева? (С припева.)
— Из скольких частей состоит припев? (Из двух.)
— Части припева одинаковые по своему характеру или контрастные? (Контрастные.)
Думаю, что не следует повторять слова и мелодию самого начала припева, давайте их сразу исполним. Прошу вас не обрывать резко фразы в припеве, тяните их окончания.
(Исполнение припева песни.)
— Кто напомнит слова второй части припева? (Повторение текста второй части припева и его исполнение хором всем классом, по рядам и индивидуально.)
— Послушайте мелодию окончания припева и спойте ее вместе со мной в уме, про себя.
(Педагог демонстрирует мелодию окончания припева.)
— Теперь исполните этот отрывок все вместе. (Школьники поют окончание припева.)
— Какой в этом отрывке характер музыки? (Бойкий, скачущий, отрывистый, игровой, резвый.)
— Похож характер этого отрывка на общий характер припева? (Да.)
— Соедините весь припев целиком и продирижируйте его частями нужным дирижерским жестом — легкой кистевой «полькой». (Класс исполняет припев целиком, дирижируя.)
— Кто напомнит слова 1-го куплета? (Повторение текста куплета.)
— Теперь вспомните, какая здесь будет мелодия, послушайте и пропойте ее «в уме», внутренним слухом. (Педагог показывает мелодию куплета.)
— Изменился ли характер этой части песни? Каким он стал? (Да, изменился, стал плавным, задумчивым, минорным.)
— Спойте куплет в нужном характере — плавно, задумчиво. (Школьники исполняют куплет.)
— Будет ли меняться характер пения куплета от его начала до конца? (Да.)
— С чем это связано? (С изменением характера текста.)
— Как будет меняться манера пения в течение всего куплета? (Начало плавное, задумчивое, окончание более решительное, уверенное.)
— Спойте весь куплет целиком и покажите, как вы измените манеру пения.
(Исполняют куплет целиком с показом изменения его характера.)
— Спойте куплет еще раз и продирижируйте его плавной, песенной вертикалью.
(Повторение куплета с дирижированием.)
— Осталось исполнить всю выученную часть песни, присоединив к ней два припева - в начале и в конце.
(Исполняют весь выученный отрывок песни.)
— Разучим песню дальше. Послушайте слова 2-го куплета. (Педагог читает текст, школьники его запоминают.)
Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить.
А потом идти придется
Через горы и овраги.
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить.
(Школьники разучивают текст 2-го куплета, повторяя его всем классом, по рядам и индивидуально.)
В спокойном, рабочем темпе спойте слова 2-го куплета, обратите внимание на плавность голосоведения.
(Разучивают исполнение 2-го куплета песни.)
— Чтобы закрепить слова 2-го куплета, исполните его еще раз, одновременно дирижируя плавным вертикальным жестом.
(Класс исполняет 2-й куплет песни с дирижированием.) Объединим всю выученную часть песни — два припева и два куплета. Но после 2-го куплета петь припев не надо, потому что в нем изменятся слова. Об этом мы поговорим на следующем уроке.
(Учащиеся исполняют выученную часть песни.) Песня начинается с инструментального вступления, сейчас я исполню его. Ваша задача — точно пропеть первый звук припева и остановиться на этом месте. Постарайтесь исполнить начало пения синхронно, чтобы получился чистый унисон.
(Отработка начала хорового пения после инструментального вступления.)
— Как надо дирижировать инструментальными частями в песне? (Одной рукой.)
В этой песне позднее вам встретится еще одна инструментальная часть — проигрыш.
Кто хочет побыть дирижерами, чтобы руководить исполнением песни? Поскольку припев в этой песне состоит из двух частей, договоримся назначить двух дирижеров. Значит, нам понадобятся 4 дирижера для пения двух припевов и еще 2 дирижера - для двух куплетов.
(Педагог назначает дирижеров для руководства классным хором.)
— В чем сложность работы самого первого дирижера, того, который руководит началом пения? (Ему приходится дирижировать еще и инструментальным вступлением.)
(Исполнение выученной части песни с дирижированием.)
V. Актуализация знаний - повторение понятий о народной песне
— На прошлом занятии вы услышали окончание рассказа писателя М. Горького «Как сложили песню». Послушайте его еще раз. (Педагог читает окончание рассказа. Разбор по вопросам, приведенным в предыдущем уроке.)
— Послушайте слова, которые сочинили женщины. Отражается ли в этих словах изменение их настроения?
(Педагог зачитывает текст куплетов песни.)
Эх, да белым днем, при ясном солнышке,
Светлой ноченькой, при месяце
Беспокойно мне, девице молодой.
Все тоскою сердце мается.
Ой, да ни зимою вьюги лютые,
Ни весной ручьи веселые
Не доносят со родной стороны
Сердцу весточку утешную.
Жаворонок над полями поет,
Васильки-цветы в полях зацвели,
Поглядеть бы на родные-то поля!
Погулять бы с милым другом по лесам!
— Какие чувства передаются в песне?
— Какие средства выразительности выбрали женщины для ее мелодии?
— Как вы думаете, какими голосами пели Устинья и горничная?
— Какая главная особенность лирических песен? (Они грустные.)
Такие песни пели, когда возникала необходимость излить душу, выплакать горе.
— Как это выражалось в музыке? (Грустный напев, распев слогов.)
- Каким был музыкальный лад в таких песнях - мажор или минор? (Минор.)
VI. Вокальная импровизация
- Сегодня в качестве текста для импровизации мы выберем русскую пословицу. Запомните ее.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Объясните смысл этой пословицы. (Ответы детей.) Бывает так, что человек уехал в чужие края, очень тоскует по своей родине. Настолько сильно, что рад любой весточке из дому. Даже если он слышит простое карканье вороны, то ему кажется, что она прилетела с родины, и от этого человеку становится немного радостнее, тоска его проходит.
- Произнесите эту фразу про себя. Скажите протяжно, медленно.
- Какой может быть импровизация напева для такой пословицы?
- Можно в импровизации передать смену двух настроений?
- Каким будет характер мелодии в начале фразы?
- Какими выразительными средствами музыки вы передадите тоску, печаль человека, живущего на чужбине?
- Как можно изменить настроение в окончании импровизации?
- Спойте свои импровизации в уме, про себя.
- Кто хочет показать свой пример импровизации?
- Получились ли ваши импровизации похожими на песню, которую сложили женщины в рассказе?
VII. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)
- Какие группы исполняли песню «А мы просо сеяли»?
- Как менялся характер припева и куплета в песне «Точка, точка,запятая»?
VIII. Рефлексия
- Назовите жанры русских народных песен.
- Какие русские народные песни вы сегодня разучивали?
- К какому жанру относится песня «Милый мой хоровод»?
- Каков характер песни «Милый мой хоровод»?
- Кто ее исполнял?
- Какие движения подходят к этой песне?
- К какому жанру относится песня «А мы просо сеяли»?
- Каков характер этой песни?
- Кто ее исполнял?
- В чем заключается различие песен «Милый мой хоровод» и «А мы просо сеяли»?
— Как менялось настроение женщин, которые складывали песню в рассказе М. Горького «Как сложили песню»?
— Как менялся характер музыки в песне Г. Гладкова «Точка, точка, запятая»?
— Почему в этой песне менялся характер?
— Как менялся характер в ее запеве?
— Какие жесты вы использовали для дирижирования этой песней?
IX. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях:
• песня «Точка, точка, запятая» композитора Г. Гладкова;
• русская народная песня «А мы просо сеяли»;
• русская народная песня «Милый мой хоровод».)