Цели: повторить музыкальные определения, правила голосовой гигиены и вокализирования, приемы вокально-хоровой работы и певческой посадки; отработать выстраивание унисона и двухголосия; продолжить разучивание песни; углубить понимание термина «песенность».
Планируемые результаты: учащиеся научатся хоровому пению в унисон и в двухголосии, анализировать народную и авторскую музыку по сходству и контрасту; уточнят знания
Вокальных и инструментальных мелодий.
Музыкальное сопровождение: школьники входят под звучание 3-го Концерта для фортепиано с оркестром И Рахманинова, выходят из него после урока под собственное исполнение «Песни о России» композитора В. Локтева.
Оформление доски: репродукции контрастных пейзажных картин с видами России; портреты композиторов С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, рисунки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Ход урока
I. Повторение изученного
1. Охрана здоровья во время пения
- Расскажите об изменениях, которые происходят в организме человека в возрасте 10—11 лет.
- Почему надо всегда внимательно относиться к своему здоровью?
- Как меняются голосовые связки в вашем возрасте и с чем это связано?
- Какие свойства приобретают голосовые связки в вашем возрасте и почему надо непременно беречь голосовые связки?
- Как надо охранять голосовые связки? (Работа с тетрадями.)
- Прочитайте в тетрадях тему прошлого урока
- Какая музыка называется инструментальной? Приведите примеры.
- Какая музыка называется вокальной? Приведите примеры.
- Всегда ли можно инструментальную музыку исполнить голосом?
2. Повторение правил певческой позиции
Ритмический диктант
- Я буду показывать хлопками в ладоши ритмические рисунки известных песен, которые вы должны отгадать и вместе со мной их прохлопать.
На прошлом занятии начальные фразы этих песен вы пели в виде музыкальной разминки, сегодня повторим эти упражнения. (Распевание на начальных фразах этих песен от разных звуков восходящей хроматической гаммы.)
— Отгадайте еще одну вам знакомую песню.(Педагог показывает ритмический рисунок песни «Наш край», после ее отгадывания первая фраза также поется от разных звуков в виде распевания. Повторение упражнения «Родина моя» на продолжительность дыхания.)
— Что такое канон? (Ответы детей.)
В музыке это особый прием исполнения — на несколько голосов. Причем каждый голос поет одно и то же. Но вот начинают петь голоса не все сразу, а поочередно. Благодаря такому отставанию получается необычное звучание.
— Какие каноны вы знаете? (Русская народная песня «Со вьюном я хожу», норвежская народная песня «Камертон», канон В.-А. Моцарта «Слава солнцу, слава миру».)
— Узнайте название канона, послушав начало его мелодии. (Игра «Угадай-ка»: педагог исполняет на инструменте мелодию канона, школьники вспоминают ее название.)
Вспомним русскую народную песню «Со вьюном я хожу». Сначала споем ее всем классом в один голос, а потом класс поделится на две группы, и каждая будет петь свой голос в каноне.
(Повторение 1, 2 и 3-го куплетов русской народной песни «Со вьюном я хожу» сначала унисоном, потом в виде канона.)
Для того чтобы вы научились в песнях отчетливо произносить слова, на музыкальной разминке вы будете разучивать скороговорки и проговаривать их — сначала медленно, а потом все быстрее. Вот какую скороговорку я предлагаю вам разучить сегодня: «В голубятне — голуби, а на дубе — желуди».
— Повторите текст этой скороговорки. (Школьники повторяют слова скороговорки в спокойном рабочем темпе.)
— Теперь скажем все вместе эти же слова, но чуть-чуть быстрее. При этом надо активно работать губами, чтобы все слова были понятны. (Класс повторяет текст в более быстром темпе.)
— Кто хочет повторить скороговорку самостоятельно? (Ответы детей.)
3. Повторение понятия «концерт»
— Какие два определения слова «концерт» вы знаете?
Для каких солирующих инструментов может быть написан концерт?
Какой концерт для фортепиано с оркестром является самым знаменитым в мире?
На каком музыкальном конкурсе исполнение 1 –го Концерта для фортепиано с оркестром композитора П.И, Чайковского входит в обязательную программу? Как звучит начало 1-го Концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского? (Педагог исполняет вступление и лейтмотив 1-й части концерта П.И. Чайковского.)
Это произведение не зря называют «королем концертов», его главная тема звучит торжественно, мощно.
- Какой концерт для фортепиано с оркестром вы слушали на прошлом уроке?
- Вспомните начало лейтмотива 3-го Концерта дня фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова.
(Педагог исполняет лейтмотив концерта С.В. Рахманинова, школьники его вокализируют.)
- Каков характер этой темы?
- Эта музыка народная или авторская?
- В чем сходство темы, сочиненной композитором Рахманиновым, и народной песни?
- Какая репродукция на доске лучше всего подходит по содержанию для мелодии концерта Рахманинову?
- В чем сходство настроения двух произведений искусства — музыки и пейзажа?
- Послушайте начало 1 -й части 3-го Концерта для фортепиано с оркестром СВ. Рахманинова. В тех местах, где будет звучать знакомая вам мелодия, ее можно спеть. (Слушание отрывка с вокализированием нужных моментов.)
- Сергей Рахманинов был не только великим композитором. В каких еще областях музыкального творчества он прославился?
- Рахманинов был вынужден уехать из России, но он не забывал о родине и даже в тяжелые годы помогал своей стране. Когда это было? Что вы знаете об этой помощи?
Метроритмические движения с изменением их динамики
(Повторение метроритмического упражнения «Считалочка».)
Средства музыкальной выразительности
С незапамятных времен русские народные песни отражали разные картины природы. Когда, например, девушке становилось грустно, она пела песню про грустную березоньку или иву. Но бывало и так, что у человека хорошее настроение, душа его стремилась передать всю свою мощь и силу. И тогда звучали песни, в которых слышались восхищение красотой реки, растущих деревьев или гордость за другие могучие силы природы. Послушайте напев русской народной песни «Ты река ль моя, реченька».
(Педагог исполняет на инструменте и вокализирует начало песни.)
— Какое настроение передает эта песня? (Ответы детей.)
— Какие средства музыкальной выразительности передают это настроение? (Минорный лад, медленная мелодия, тихая динамика.)
— Большинство из вас согласны, что в этой песне настроение грустное, печальное. А можно передать настроение другими словами, например задумчивое, мечтательное? (Школьники соглашаются с этим мнением.)
— Повторите эти новые для вас определения все вместе, запомните их. (Класс повторяет определения по руке педагога 2-3 раза.)
— Запишите в тетрадях название песни: «Русская народная песня "Ты река ль моя, реченька"». (Школьники делают запись в тетрадях.)
— Что говорит о том, что эта песня народная? (Распевы слогов, тесное голосоведение.)
IV. Актуализация знаний
1. Мелодия - главное средство музыкальной выразительности
— Вы уже знаете много песен с разными мелодиями - простыми и сложными. Назовите примеры известных вам мелодий. (Школьники приводят примеры мелодий разных характеров. Педагог исполняет начало песни «Ты река ль моя, реченька».)
— Назовите песню с такой мелодией.
В этой песне много распевов слогов. Всего один слог, одна гласная может тянуться на 5—6 звуков. Мелодия в ней хоть и занимает по диапазону всего 6 ступеней и поется в среднем регистре, т. е. ее можно спеть детским хором, но зато многократные распевы слогов требуют особого взятия дыхания, умения экономного его расходования.
— Послушайте мелодию и вспомните название песни. (Педагог исполняет мелодию «Песни о России» В. Локтева.)
- Какой мелодией начинается «Песня о России»? (Простой, так же как в народной песне, диапазон в запеве — 6звуков.)
- Усложняется ли мелодия в припеве? (Да, регистр из среднего переходит в высокий, появляются скачки в мелодии.)
- В запеве песни много повторений одного звука - как надо петь такие места? (С усилением звучания.)
Верно, изменения динамики при пении на одном звуке припадут песне выразительность.
- Какой характер в «Песне о России»?
- Есть ли сходство между двумя произведениями - народной песней «Ты река ль моя, реченька» и авторской «Песней о России»? В чем заключается это сходство?
2. «Песня о России»: повторение, продолжение разучивания
- Сколько частей в «Песне о России»?
- Кто помнит слова 1-го куплета «Песни о России»? (Педагог напоминает классу текст 1-го куплета.)
- Слова в этой песне так мелодичны, что их хочется сразу спеть. Примите певческую позицию, исполните 1-й куплет песни. (Класс исполняет 1-й куплет.)
- Наверное, вы помните слова припева, исполните припев. Спойте негромко, вдумываясь в слова.
(Исполнение припева.)
- Кто напомнит слова 2-го куплета? (Повторение слов 2-го куплета.)
- Спойте 2-й куплет «Песни о России». (Класс исполняет 2-й куплет.)
- Соедините вместе два куплета и два припева. Какой дирижерский жест вам понадобится, чтобы вообразить себя в роли руководителя классного хора? (Жест песенный -плавная вертикаль.)
- Спойте выученный отрывок и продирижируйте. (Исполнение двух куплетов и припевов.)
- Послушайте слова 3-го куплета. (Разучивание 3-го куплета песни и его исполнение.)
- В этой песне будет инструментальное вступление — про звучит мелодия припева. Послушайте вступление и постарайтесь точно исполнить первый звук песни — задержитесь на нем.
(Отработка начала пения после вступления 2—3 раза.)
- Как надо дирижировать инструментальными отрывками в песнях — вступлением и проигрышами? (Одной рукой.)
В этой песне будет еще инструментальный проигрыш после 2-го куплета — я вновь исполню вступление к песне. В этом месте вам надо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы отдохнуть перед пением заключительного, 3-го куплета.
— Осталось соединить вместе все куплеты и припевы. Кто хочет выступить в роли дирижеров — руководителей классного хора? (Назначают 6 человек дирижеров - по 3 человека на запевы и по 3 на припевы.)
Дирижеры 1-м и 3-м куплетами, помните, вам надо будет не только руководить хором, но и продирижировать музыкальными проигрышами одной рукой. (Исполнение песни с дирижерами.)
На следующем уроке мы поработаем над выразительностью исполнения этого произведения, и вы узнаете, как можно спеть «Песню о России» еще более интересно.
3. Жанры народных песен
На прошлом уроке вы вспоминали названия жанров русских народных песен и записывали их в тетради.
— Найдите эту запись, прочитайте, какие существуют жанры русских народных песен.
(Школьники читают названия жанров.)
— Как узнать по характеру музыки, к какому жанру принадлежит русская народная песня? (У каждого жанра свои средства музыкальной выразительности — темп, динамика, регистр, характер.)
И конечно, у каждого жанра свое содержание. По этим параметрам - содержанию и средствам музыкальной выразительности - опишите характер каждого жанра русской народной песни.
— Расскажите о жанре колыбельной песни: о чем в ней поется, когда ее поют, какие у нее темп, динамика, регистр, характер? (По данной схеме далее проводят разбор остальных жанров русских народных песен - хороводных, плясовых, лирических, игровых, военных, шуточных, трудовых.)
— А теперь вам будет интересно сравнить песни разных жанров, чтобы узнать, чем они различаются. Сравните колыбельную песню и плясовую, солдатскую песню и трудовую, лирическую песню и хороводную.
V. Вокальная импровизация
На прошлом уроке вы вспоминали особенности каждого жанра народной песни и сочиняли вокальные импровизации.
VI. Блицопрос
(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы)
Концерт какого композитора вы сегодня слушали?
Какой русский композитор сочинил самый знаменитый в мире концерт для фортепиано с оркестром?
VII.Рефлексия
- Расскажите, как вы заботитесь о здоровье.
- Соблюдаете ли вы правила охраны ваших связок?
- Какое произведение композитора СВ. Рахманинова напоминает напев русской народной песни?
- Какие жанры русской народной песни вы знаете?
- Какой жанр вам нравится больше остальных и почему?
- Каким жанрам близка «Песня о России»?
- Приведите примеры вокальной музыки.
- Приведите примеры инструментальной музыки.
VIII. Контрольный момент: «Угадай-ка»
(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произведений. Школьники должны записать в тетрадях
• «Песня о России» композитора В. Локтев
• 3-й Концерт для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова
• русская народная песня «Ты река ль моя, реченька»