Главное меню
Конспекты уроков
Начальная школа
Русский язык
- Русский язык в школе
- Запоминалки по русскому языку
- Задания по теме "Лексика"
- Задания по теме "Фразеология"
- Карточки по русскому языку
- Культура речи
- Русский язык в афоризмах
- Занимательный русский язык. 5 класс
- Тематические диктанты по русскому языку
- Диктанты по теме "Лексика и фразеология"
- Диктанты по теме "Морфемика. Орфография"
- Диктанты по теме "Имя существительное"
- Диктанты по теме "Имя числительное"
- Диктанты по теме "Имя прилагательное"
- Диктанты по теме "Глагол"
- Диктанты по теме "Причастие"
- Диктанты по теме "Деепричастие"
- Диктанты по теме "Наречие"
- Диктанты по теме "Служебные части речи"
- Диктанты повышенной трудности
- Итоговые диктанты по темам "Морфология. Орфография"
- Проблемные задания по русскому языку
- Онлайн-тест "Гласные после шипящих и Ц"
- КИМ по русскому языку
- Интересный русский язык
- Уроки развития речи
- Игры на уроках русского языка
- Зачет по русскому языку
- Итоговые задания по русскому языку в 11 классе
- Подготовка к олимпиаде по русскому языку
- ВПР по русскому языку. 5 - 9 классы
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
Литература
- Планы-конспекты уроков литературы. Базовый уровень
- Методические рекомендации по преподаванию литературы в школе
- Читательский дневник школьника в схемах и таблицах
- Литературный справочник школьника
- Мировая литература
- Анализ стихотворений школьной программы
- Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма
- Игровые технологии на уроках литературы
- Кроссворды по литературе
- Проверяем учебные достижения по литературе
- Типовые тесты ОГЭ по литературе. 9 класс
- ЕГЭ по литературе. Тренажер для подготовки
- Литература в школе
Английский язык
Немецкий язык
Французский язык
История
- Поурочные разработки по истории
- Краткая история мира
- Опорные таблицы по истории
- История России
- Как это было
- Диагностические работы по истории России
- Контрольные работы по истории России
- Олимпиады по истории
- Дидактические игры на уроках истории
- Исторические факты в вопросах и ответах
- Тестовые задания по истории с древнейших времен до конца ХVIII века
- Педагогический контроль за уроках истории
- Интеллектуальные игры по истории
- История в школе
- Тестовый контроль по истории
- Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по истории
Обществознание
Биология
- Биология в школе
- Ботаника
- Биология в вопросах и ответах
- Зоология
- Насекомые
- Анатомия
- Общая биология
- Лабораторные и практические работы по биологии
- Проектная деятельность учеников по биологии
- Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ
- Игровые формы работы на уроках биологии
- Олимпиады по биологии
- ВПР по биологии. Типовые задания. 11 класс
- ОГЭ по биологии. Типовые варианты
- ЕГЭ по биологии на отлично
География
- Великие исследователи и первооткрыватели
- К урокам географии
- Географическая картина мира
- География России
- Справочник по географии
- За страницами учебника географии
- Рабочий материал к урокам географии
- География в вопросах школьников
- Страны и города
- Чудеса природы
- Энциклопедия школьника "Африка"
- Проверка учебных достижений по географии
- ОГЭ по географии. Типовые тестовые задания
Математика
- Математика в школе
- Математические запоминалочки
- Внеклассные мероприятия
- Задачи по математике
- Незнайка в стране графов
- Диктанты по геометрии
- Занимательная математика
- Тесты по математике
- Геометрия
- Тесты по геометрии
- Игровые технологии на уроках математики
- Олимпиады по математике
- ВПР по математике
- ОГЭ по математике. Тематический тренинг
- ЕГЭ по математике
Осмосом называется преимущественно одностороннее проникновение молекул растворителя (диффузия) через полупроницаемую мембрану из растворителя в раствор или из раствора с меньшей концентрацией в раствор с большей концентрацией.
Необходимым условием возникновения осмоса является наличие растворителя и раствора или двух растворов различной концентрации, разделенных полупроницаемой мембраной.
С точки зрения термодинамики движущей силой осмоса является стремление системы к выравниванию концентраций, так как при этом энтропия системы возрастает, поскольку система переходит в менее упорядоченное состояние, энергия Гиббса системы соответственно уменьшается, химические потенциалы выравниваются. Поэтому осмос – самопроизвольный процесс.
Иллюстрацией, поясняющей связь механизма осмо–са с изменением давления пара над раствором, может служить простой опыт. Если в закрытый стеклянный со–суд поместить стакан с чистым растворителем и стакан с раствором какого-либо нелетучего вещества (уровни жидкостей в сосудах одинаковы), то через некоторое время уровень жидкости в первом стакане понизится, а уровень раствора во втором стакане повысится. В этом случае происходит переход растворителя из первого стакана во второй стакан, что обусловлено (по закону Рауля) более низким давлением пара рас–творителя над раствором, чем над чистым раствори–телем.
Таким образом, воздушное пространство между рас–творителем и раствором выполняет роль полупрони–цаемой мембраны.
Наполним сосуд с полупроницаемыми стенками вод–ным раствором глюкозы и поместим в другой сосуд с во–дой так, чтобы уровни жидкостей в этих сосудах совпа–дали. В результате осмоса объем раствора в первом сосуде увеличивается и уровень жидкости в этом сосуде постепенно повышается. При этом создается препятствующее осмосу дополнительное гидростатическое давление.
Гидростатическое давление столба жидкости при осмотическом равновесии определяет осмотическое дав–ление раствора.
Осмотическим давлением называется величина, измеряемая минимальным гидравлическим давлением, которое нужно приложить к раствору, чтобы осмос прекратился.
Законы осмотического давления.
Вант-Гофф предложил эмпирическое уравнение для расчета осмотического давления разбавленных растворов неэлектролитов:
? = С(Х)RT,
где ? – осмотическое давление, кПа;
С(Х) – молярная концентрация, моль/л;
R – универсальная газовая постоянная, равная
8,31 кПа – л/(моль – К);
Т – абсолютная температура, К.
Хотя закон Вант—Гоффа был установлен на основе экспериментальных данных, он может быть выведен из условий термодинамического равновесия при ?G = 0. Поэтому этот закон следует рассматривать как следствие второго начала термодинамики.
Выражение в вышеуказанной форме аналогично уравнению Клапейрона—Менделеева для идеальных газов, однако эти уравнения описывают разные процессы.
Информатика
- Информатика в начальной школе
- Рабочая программа по информатике для 7-9 классов
- Задания по информатике
- Задачи повышенной сложности по информатике
- КИМ по информатике
- Вопросы для проведения "Брейн-рингов" и "Что? Где? Когда?"
- Кроссворды по информатике
- Игры на уроках информатики
- Контроль на уроках информатики
- Зачет по информатике "Командные файлы"
Физика
- Физика в школе
- Физика в таблицах и схемах
- Занимательная физика на пальцах
- Онлайн-энциклопедия "Занимательная наука физика"
- Великие умы в физике и математике
- Физика. Отдельные темы рассмотрим подробно
- Экспериментальная физика для школьников
- Учебные проекты по физике
- Физика в комиксах
- Проекты барона Мюнхаузена
- Задачи по физике
- Самостоятельные работы по физике
- КИМ по физике
- Контрольные работы по физике
- Олимпиада по физике
- Типовые варианты ВПР по физике
Презентации к урокам
Химия
- Новые подходы в преподавании химии в школе
- Поурочные планы по химии. 9 класс
- Происхождение химических названий
- Наглядный справочник школьника по химии
- Мнемонические правила по химии
- Онлайн-энциклопедия "Занимательная наука химия"
- Рассказы о металлах
- Неорганическая химия
- Химическая почемучка
- Задачи по химии
- Кейс-метод при обучении химии
- КИМ по химии
- Оценка качества знаний по химии
- Диагностические тесты по химии
- Проверяем знания учеников по химии
- Игровые технологии в обучении химии
- Олимпиада по химии
- Подготовка к ОГЭ по химии
Астрономия
Поиск
Блок "Поделиться"
Естествознание
Экономика
МХК
- Мир: культура и повседневность в вопросах школьников
- Проектная деятельность по МХК. "Древние цивилизации"
- МХК в таблицах и схемах
- Большая викторина "Традиции разных стран и народов"
- Всероссийская олимпиада школьников по МХК. 11 класс. Школьный этап
- Проблемные задания по теме «Культура Серебряного века»
- Кейс-технология (case-study) на уроках искусства