Изучение школьного курса биологии в 11 классе становится более глубоким и сложным. Учащиеся знакомятся с генетикой и учатся решать задачи на наследование. Олимпиадные задания для одиннадцатиклассников достаточно сложные и чтобы справиться с ними, школьники должны отнестись к подготовке более чем ответственно. Мы подготовили примеры олимпиадных заданий среди которых: тесты с выбором варианта ответа, задачи и открытые вопросы.
Использовать эти задания можно на уроках биологии в 11 классе, а также во время домашних занятий, посвященных подготовке к олимпиаде. Ко всем заданиям указаны правильные ответы и решения, а значит оценить и проверить уровень своих знаний для учащихся не составит никакого труда.
Тестовые задания
1. Биополимерами являются:
А) белки
Б) полисахариды
В) нуклеиновые кислоты
Г) всё перечисленное
2. Урацил образует комплиментарную связь с:
А) аденином
Б) тимином
В) цитозином
Г) гуанином
3. Гликолизом называется:
А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке
Б) бескислородное расщепление глюкозы
В) полное расщепление глюкозы
Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена
4. Очерёдность стадии митоза следующая:
А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза
Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза
В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза
Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза
5. Удвоение хромосом происходит в:
А) интерфазе
Б) профазе
В) метафазе
Г) телофазе
6. В основе геномных мутаций в клетке лежит изменение
А) структуры цитоплазмы
Б) числа хромосом
В) числа нуклеотидов в ДНК
Г) структуры хромосом
7. Какое значение имеет предупреждающая окраска животных?
А) делает животных незаметными
Б) отпугивает врагов
В) привлекает особей своего вида
Г) обостряет внутривидовую борьбу
8. У папоротниковидных растений в отличие от покрытосеменных отсутствуют
А) корни
Б) стебли
В) плоды
Г) споры
9. Ротовое отверстие на нижней стороне головы, жаберные щели, не прикрытые жаберными крышками, имеют
А) акулы и скаты
Б) сазаны и карпы
В) щуки и окуни
Г) осетры и белуги
10. В скелете человека с помощью сустава соединяются
А) кости таза
Б) теменная и затылочная кости
В) шейные позвонки с грудными
Г) бедренная кость с тазовой
Открытые вопросы
Вопрос 1
Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос.
Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырёхкамерного сердца в процессе эволюции?
Вопрос 2
Решите задачу.
Чёрный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 чёрных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 чёрных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей и потомков. Объясните появление четырёх фенотипических групп с точки зрения цитологических основ скрещивания. Доминантные признаки – чёрное оперение (А) и хохлатость (В).
Вопрос 3
Какие основные процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?
Вопрос 4
Докажите, что корневище растений — видоизмененный побег
Вопрос 5
Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу?
Ответы на тесты
Тестовое задание |
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
Ответ |
Г |
А |
Б |
Б |
А |
Тестовое задание |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
№ 10 |
Ответ |
Б |
Б |
В |
А |
Г |
Ответы на открытые вопросы
Ответ на вопрос 1:
В результате появление четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих артериальная и венозная кровь в сердце не смешивалась, и все органы, кроме лёгких, получали чистую артериальную кровь. Больший приток кислорода, более активно идут окислительные процессы, больше высвобождается энергии и, как следствие, постоянная температура тела.
Ответ на вопрос 2:
Поскольку получено 4 фенотипических формы организмов, следовательно, родители были гетерозиготны. Их генотипы: ♀АаВв и ♂АаВв. Генотипы потомков: чёрные хохлатые А-В-; бурые хохлатые ааВ-; чёрные без хохла А-вв; бурые без хохла аавв.
Ответ на вопрос 3:
поступление из атмосферы углекислого газа и его восстановление водородом за счет НАДФ • 2Н; Использование в реакциях энергии молекул АТФ, синтезированных в световой фазе ; Синтез глюкозы и крахмала.
Ответ на вопрос 4:
Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментарные листья и почки; на верхушке корневища находится верхушечная почка, определяющая рост побега; от корневища отходят придаточные корни .
Ответ на вопрос 5:
появление покровной ткани — эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения; — появление слабо развитых проводящей и механической тканей, обеспечивающей транспорт веществ и опору; — образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.