Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры учащегося и одновременное формирование его личности.
В данном разделе сайта Вы найдете методические пособия с подробными разработками уроков литературы базового уровня в 9-м м 10-м классах, годовое календарно-тематическое планирование, схемы, таблицы, методические комментарии, дидактический материал для разного уровня подготовки учащихся, проблемно-поисковые задания, которые учитель может использовать по своему усмотрению в зависимости от учебной ситуации. Тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы.
Залогом успеха учителя является чёткое, продуманное тематическое планирование учебного материала. Материалы, помещённые в предлагаемом учебно-методическом пособии, помогут не упустить при планировании ни малейшей детали, оптимально распределить учебное время. Планирование построено с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Планы-конспекты расположены на перфорированных листах с полями для записей, что даёт учителю возможность, используя своё мастерство, опыт, знания, самостоятельно конструировать некоторые этапы урока, прибегая к различным вариантам организации учебной деятельности учащихся. Цель предлагаемых планов-конспектов уроков — развитие творческих способностей учащихся, воспитание гармонично развитой гражданской личности, обладающей демократическим менталитетом. Эта цель реализуется благодаря заданиям, дающим возможность анализировать художественный текст, духовные ценности, дающим возможность осознать роль прошлого и настоящего литературного опыта.
Представленные конспекты уроков сочетают как интерактивные, так и традиционные методы преподавания, позволяющие сделать работу учащихся на уроке максимально эффективной и результативной. Предполагается, что учитель, владея приёмами инновационных технологий, может включить в этапы урока разнообразные задания, среди которых должны быть формирующие и развивающие литературоведческие навыки, задания для самостоятельной работы, для работы в парах и группах.
Представлен дополнительный теоретический материал, расширяющий содержание учебника по наиболее трудным разделам и темам курса литературы, таблицы, схемы, облегчающие усвоение теоретического материала и идейно-художественного содержания изучаемых произведений, система разноаспектных вопросов и заданий, подборка иллюстраций.
Значительное внимание в пособии уделяется работе над проблемными вопросами, требующими от учащихся вдумчивого отбора, сопоставления и правильной оценки отдельных фактов, умения делать самостоятельные выводы. В качестве материала для домашних заданий и промежуточного контроля предлагаются творческие работы (сочинения-рассуждения). Большое внимание уделено самостоятельной исследовательской и творческой работе учащихся с художественным произведением. Каждая тема заканчивается выполнением задания, направленного на развитие творческих способностей учащихся. Создание подобных уроков требует мастерства: учителю непросто подобрать задания, стимулирующие творческую мысль учащегося, подталкивающие его к самостоятельному «добыванию» знаний; непросто быть не участником процесса обучения, а «дирижёром» процесса самопознания учащихся. Именно поэтому предлагаемые планы-конспекты рассчитаны на творческий характер работы учителя.
Указанные пособия с планами-конспектами уроков литературы для каждого класса отдельно Вы найдете в высыпающемся меню.