Хотите, чтобы ученик вкладывался в дело, не потому что учитель сказал «надо», а потому что «я хочу», «мне лично нужно и важно», - работайте с его учебной мотивацией и подберите индивидуальный подход. Для этого необходимо учитывать:
как проявляется мотивация у школьника;
как подобрать подход к каждому ученику;
типологию учебной мотивации школьников.
Как проявляется мотивация у школьника
Наличие мотивации у школьника проявляется в таких качествах, как:
самостоятельность;
активность и инициативность;
творчество и работоспособность;
способность преодолевать препятствия и рутину.
А отсутствие мотивации проявляется в низкой учебной успеваемости при нормальных и хороших способностях. У школьника это выражается в следующем:
в скуке и безынициативности;
в слабом волевом контроле;
в рассеянности и забывчивости.
Как подобрать подход к каждому ученику
Для того чтобы школьник готов был учиться и вкладываться в свое обучение, преодолевать препятствия, подберите подход к каждому ученику. А именно - определите ведущую потребность его учебной мотивации и учитывайте ценностное отношение к знанию. После этого настройте образовательный процесс на присущие данному типу особенности.
Определите ведущую потребность. Ведущая потребность определяет значимость для ребенка того, чем он занимается. Это может быть его дело, отношения с другими людьми, самоутверждение или саморазвитие, помощь, познание мира и наблюдение.
У учеников средней и старшей школы можно выделить несколько ведущих потребностей, таких как:
потребность в исследовании, открытии;
потребность в самореализации;
потребность в социальном самоутверждении;
потребность в социальной справедливости;
потребность в творчестве;
потребность в социальном признании;
потребность в преодолении и др.
Учитывайте потребности во всех образовательных ситуациях: когда вы развиваете учебную самостоятельность школьников, формируете УУД, обучаете деятельности на основе ценностей.
Учитывайте ценностное отношение ученика к знанию. В зависимости от ведущей потребности у ребенка формируется различное ценностное отношение к новому знанию и процессу его получения. Для одних знание - самоценность, другим свойственно рационально-потре- бительское отношение к знанию, которое выполняет вспомогательную роль в удовлетворении ведущих потребностей.
Пример. Ученики, стремящиеся к высоким отметкам и самоутверждению, личному достижению, обращаются к знанию
и вкладываются в его получение тогда, когда это может способствовать успеху в конкуренции с сильными оппонентами.
Типы учебной мотивации школьников
В целом ведущая потребность и ценностное отношение к знанию взаимосвязаны и вместе составляют тот или иной тип учебной мотивации. На основе этой идеи нами разработана типология мотивов учения. Выделяют пять типов школьников:
«Исследователь».
«Проектировщик».
«Испытатель».
«Активист».
«Призер».
Рассмотрим, какими особенностями обладают ученики с тем или иным типом мотивации и как помочь им достичь результатов в учебе и повысить успеваемость.
Как определить, к какому типу мотивации относится ученик. Знание мотивационного типа учащегося нужно не только психологу и педагогу, но и самому ребенку. И чем старше ребенок, тем больше это знание нужно прежде всего ему самому.
Примените готовую анкету, которая поможет определить ведущий мотив в учебе. Тип мотивации, который набрал наибольшее количество баллов, является ведущим для данного ученика. Может случиться так, что два и более типов набрали одинаковое значение баллов. Это говорит о полимотивированности учащегося.
И с таким ребенком обсудите вопрос о том, какого рода потребность (мотив) для него будет определяющей.
Когда вы используете результаты анкетирования, помните, что она в строгом смысле не является диагностическим инструментом. Это профессиональный инструмент, на основе которого вы можете выстраивать взаимодействие с учеником. А обсуждение результатов с ребенком - отличный повод для разговора, совместного рассуждения. Это способствует развитию рефлексии ученика, лучшему пониманию себя и своих предпочтений. А педагогу поможет настроить образовательный процесс на его потребности и ценности.
Как мотивировать ученика подготовить проект
В качестве примера приведем, как можно использовать знание о мотивации учащихся в проектной деятельности. Чтобы описать цель и смысл работы над проектом, используйте слова и образы, причины и следствия, которые могут мотивировать ребенка на продолжительную и не всегда простую работу.
Для каждого учащегося подберите мотивационную формулу. Когда вы выбираете формулу, то ответьте себе на вопросы:
Что может заинтересовать ребенка?
Какого типа проектные действия покажутся ему привлекательными?
Ориентировать на проблему или на него самого?
А может, на других людей?
Когда вы помогаете школьнику сформулировать цель проекта, используйте словесные формулы (глаголы), отвечающие ведущим потребностям разных мотивационных типов. Такие формулы - не просто манипуляция сиюминутным состоянием и интересом ученика, а попытка его завлечь. Это начало определенного проектного пути. Далее подберите проблему, вид проекта и форму презентации.