Одной из наиболее важных задач школьного психолога и социального педагога является психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников. В современных условиях профессиональное самоопределение школьников затруднено рядом новых обстоятельств.
1. Процедура знакомства:
Задачи: Познакомиться, создать атмосферу непринужденности и доверия.
Упражнения.
«Клубочек».
Сидя в кругу, друг напротив друга, дети бросают клубочек кому-либо; тот, поймав его, называет свои(ё) качества(о) и имя (последовательность, можно не сохранять/ и бросает клубочек другому, оставляя нить у себя... таким образом получается паутинка.
Эго групповая методика, предназначена для того, чтобы участники процедуры задумались о жизни, о важнейших событиях в ней и т. д. Возрастной диапазон игры - практически не ограничен - от 14 до 40 лет. Оптимальное число участников - 10 – 15 человек. Если это целый класс, лучше, чтобы дети разбились на пары, и каждая пара играла, как одни человек.
Целью этого упражнения является помощь клиенту в осмыслении его жизни, построении временной перспективы, планировании жизни.
Чаше всего для построения временной трансспективы применяются процедуры «Круги времени» и «Линия жизни», описанные в работах А. Кроника и Е.Головахи.
Эту игру целесообразно проводить после какой-либо диагностической процедуры, например. «За и против», или другой, где ребята узнают нечто о своих личностных качествах. Дети любят такие тесты, но что потом делать с результатами, если они не удовлетворяют ребенка непонятно даже самим психологам, не говоря уже о детях. Как раз для того, чтобы дети научились пенить себя и свои особенности, чтобы они могли научиться обращать недостатки в достоинства, и предназначена эта игра.
Общеизвестен факт, что жизнь полна возможностей. Каждый день нам приходится делать какой-нибудь выбор: иногда примитивно-бытовой, иногда определяющий дальнейшую судьбу. Поэтому умение делать сознательный выбор и нести ответственность за него необходимо каждому для полноценной счастливой жизни. Именно на формирование способности ответственного выбора направлена данная игровая процедура.
Слова «болван», «дурак» - нехорошие, но часто употребляемые. В толковых словарях эти слова обозначаются как «разговорные» и «простонародные». Психолог должен относиться к их употреблению с пониманием. Ведь помимо своего чисто филологического значения эти «нехорошие» слова несут еще и эмоциональную нагрузку.
Игра предназначена для учащихся 9-11 классов. Её цель – помощь старшеклассникам в осознанном профессиональном выборе. Игра разработана с учетом того, что все учащиеся планируют получить высшее образование. Она рассчитана на 2,5 час, требования к оформлению, театрализации и помещению минимальны.
Цель - актуализировать в сознании участников необходимость осмысления проблемы справедливости и несправедливости в оценке труда разных специалистов.
Игра проводится с учащимися 8-11 классов или со взрослыми (студентами, слушателями различных курсов). Продолжительность игры - 40 - 90 минут и более.
Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.
Игра проводится в круге, но возможен вариант проведения ее в классе. В игре могут участвовать от 6-8 до 12-15 человек. Время на первое проигрывание - 5-7 минут.
Цель игрового упражнения - помочь участникам лучше осознать основные личностные смыслы той или иной профессиональной деятельности для человека и соотнести эти смыслы со своим собственным представлением о счастье.
Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.
Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников - от 6-8 до 12-15. Время - 20-30 минут.
Данная игра не ставит целью «ориентацию» школьников на явно непривлекательные профессии. Являясь по содержанию ценностно-нравственной, она призвана формировать у учащихся уважительное к непрестижному, но общественно необходимому труду. Игра может быть соотнесена с темой «Потребности народного хозяйства в кадрах». Проводить данную игру можно с учащимися 6-11 классов. По времени она рассчитана на урок.
Эта игра предназначена для выявления и коррекции у школьников представлений о профессиях, а также общего и эмоционального отношения к ним. Игра рассчитана на работу с классом и может быть с успехом проведена в 6-9 классах и более старших классах.
Методика предназначена для ориентировочного определения наиболее желаемых для консультируемого оптанта профессий. Она включает три группы карточек: 27 обобщенных профессионально важных качеств (ПВК); 27 типичных трудовых действий («что делать?»); 27 типичных организаций, мест работы («где работать?»). Вся процедура рассчитана на 40-60 минут совместной работы оптанта и психолога.