Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К. Г. Юнг заметил, что персонажи сказок (как и мифов) выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека.
Задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Важно, конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека, но еще важнее, чтобы человек сумел выйти из своих тупиков и пойти к своей подлинности — к жизни осмысленной и радующей, наполненной общением и чувством свободы.
Книга содержит семнадцать сочиненных мною сказок, методические рекомендации по работе с ними, различные примеры такой работы, описания игр, которые могут быть применены в сказкотерапии, а также несколько сказок, сочиненных детьми.
У меня есть два ответа на вопрос, вынесенный в название: общий и специально для психологов.
В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские (Х.-К. Андерсен, К. С. Льюис, Е. Шварц), так и специально сочиненные для психотерапии сказки. Любой из подходов имеет и свои преимущества, и свои недостатки. При использовании народных сказок в целях психотерапии к преимуществам можно отнести:
• метафоричность и символичность сказок, что обеспечивает хорошие возможности личностных проекций,
• знакомство группы (или отдельного клиента) с сюжетом, иногда даже дословное знание текста,
• сюжет, «отполированный» вековым пересказом, отсутствие лишних подробностей,
• динамичность,
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами.
ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ «РАЗОГРЕВА» ГРУППЫ ИЛИ НАСТРОЙКИ КЛИЕНТА
Для «сказочного» настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку. Не претендуя на полноту, приведу несколько приемов и надеюсь, что они послужат толчком к творчеству читателей.
Сказки для индивидуального консультирования можно использовать на различных этапах консультационного процесса. Например, на стадии установления контакта психолог может сказать о том, что пишет сказки или любит использовать сказки в своей работе. Если клиент выказывает определенный интерес, говорит о том, что любит сказки или о том, что тоже пишет сказки, то это может быть первым основанием для использования сказок для психологической помощи.
Сказка может быть предложена также на стадии формулирования первоначального запроса. Когда мы имеем дело с подростком, то должны быть готовы к тому, что он (или она) абсолютно не готов не только четко сформулировать, но и назвать свою проблему. Это связано и со слабым представлением о себе, и с отсутствием психологических знаний (вместо них зачастую присутствуют различные мифы о человеке вообще вперемежку с гороскопами), а также с застенчивостью.
Работа с психотерапевтическими сказками в группах несет в себе новые возможности. Группа, анализируя сказку, делает это, обычно более разносторонне, выявляя те оттенки смысла, которые могли бы ускользнуть незамеченными. Работа в группах собственно сказкотерапии и использование сказок в обычных тре-нинговых группах или группах личностного роста должна проходить по-разному.
Первое занятие
1. «Разогревающая» игра
Для «разогрева» и знакомства игру «Лишний стул», которую предлагает психолог, желательно начать с таких фраз, которые не предполагают действия, например:
Сейчас поменяются местами те, кто в жизни не прочел ни одной сказки.
Сейчас поменяются местами те, кто считает, что сказка — это только для детей.
Сейчас поменяются местами все, кто всегда слушается своих родителей.
Сказки могут применяться в самых различных тренингах, например как материал, с помощью которого можно развивать навыки психологического, этического и философского анализа текста. (Мастером применения этого метода является, на мой взгляд, М. В. Осорина.) Сказочный материал широко применяется, естественно, психологами-юнгианцами, а также в тренингах креативности, особенно с детьми и подростками.
Ниже рассматривается применение психотерапевтических сказок в тренингах личностного роста с подростково-юношеской аудиторией. Целями введения сказок в тренинг, использующий другие методы, могут быть:
ОБРАЩЕНИЕ К ГЕРОЮ СКАЗОК
Дорогой сказочный герой!
Я обращаюсь к тебе, принц, принцесса, юноша, девушка, а может быть, даже король или королева! С помощью этих сказок я хочу поговорить с тобой. Если ты чувствуешь, что какая-то из этих сказок — о тебе, то мы уже вступили в разговор. Это значит, что те вопросы, которые встают перед тобой, и те трудности, которые у тебя возникают, не только твои. Но решение должно быть твоим собственным! Неважно, сам ли ты его придумал, увидел ли в этой сказке или где-то еще — оно твое собственное, если ты его примешь, согласишься с ним. Тогда оно будет для тебя выходом из трудного положения и продолжением твоего пути.
Методические рекомендации к отдельным сказкам представляют собой результат авторского видения смысла сказок. (Естественно, авторское видение не является единственно возможным). Трактовки рисунков, сопровождающих сказки, также, на мой взгляд, могут быть полезными в сказкотерапевтических занятиях: служить завязкой разговора, либо аргументом, когда обсуждение зашло в тупик, либо стимулом к собственному творчеству участников.
Роль игры в сказкотерапии трудно переоценить. Игра предоставляет свободу, возвращает к детской беззаботности, создает единство группы, но главное — помогает представить проблему в символической форме и тем самым настраивает на сказку.
Психологические игры, представленные ниже, подобраны по принципу совместимости со сказкотерапевтическими занятиями. Они могут использоваться в начале каждого занятия либо для связи между сказками, либо для того, чтобы подчеркнуть какую-либо значимую проблему. Для поддержания атмосферы психотерапевтической группы желательно, чтобы психолог также играл на равных с другими участниками.
В данном приложении собраны сказки, сочиненные школьниками 1—3 классов, соответственно их авторам от 6,5 до 11 лет. Сказки написаны, а самые первые сказки записаны учителем в связи с изучением родной речи. Учителя, предлагая сочинять сказки, ставили задачу развития творчества, умения выражать свои мысли. Здесь эти сказки приведены, так как в них, отразились потребности, проблемы этих детей, их мироощущение, созревание их личностей и их взаимоотношения с близкими. В связи с этим фамилии юных авторов обозначены только начальной буквой. Естественно, нет необходимости скрывать фамилию их педагога: проводила занятия, подготовившие к созданию сказок, собрала и предоставила сказки Галина Николаевна Скаковская — заслуженный учитель школ России, преподаватель Санкт-Петербургского Высшего педагогического училища имени Н. А. Некрасова. Несколько сказок переданы преподавателем психологии этого же училища Верой Васильевной Владимировой.