Созвездие отличников

Школярик

Русский язык

Тетрадкин Град

Литература

История

Биология

География

Математика

Сова Филиновна

 

Урок – основная форма проведения учебных занятий в школе, форма реализации педагогических взаимодействий.

Современный урок — это совершенно новый, но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам живущего человека, насущный, то есть актуальный урок. Если урок является современным, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный.

Понятие «современный урок» неразрывно связано с понятием «современный учитель».

Квалификационные характеристики всех педагогических работников,

утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, предъявляют к современному учителю высокие требования, соответствуя которым он в полной мере сможет реализовать требования ФГОС, проводить прекрасные уроки и получать хорошие результаты.

Сегодня учитель — это личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

В новых Стандартах образования сформулированы требования к современному учителю.

Во-первых, это профессионал, который:

-         демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

-         инициирует действия учащихся;

-         консультирует и корректирует их действия;

-         находит способы включения в работу каждого ученика;

-         создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это педагог, применяющий развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Признаки современного урока географии: четкое планирование цели каждого урока; обеспечение качественного усвоения учебного материала; активная работа учащихся в классе без перегрузок; наличие у школьников интереса к предмету.


Главные показатели хорошего урока:

• Решение образовательно-воспитательных задач каждого урока с требованиями программы.

• Выбор учителем методов обучения, адекватных поставленным целям, возможностям каждого конкретного класса.

Качество усвоенного материала на уроке, достижение планируемых результатов обучения.

И главное при подготовке к уроку - помнить о том, что любой урок обладает большим воспитательным потенциалом, при проведении его главным действующим лицом, независимо от форм организации и используемых методов, остается учитель, от уровня подготовки которого, от педагогического мастерства и житейской мудрости зависят настроение и качество знаний класса.

Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока.

Выделяют 5 наиболее встречающихся в практике элементов урока:

1) изучение нового материала;

2) закрепление пройденного материала;

3) контроль и оценка учащихся;

4) домашнее задание;

5) обобщение и систематизация знаний.

Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном уроке, зависит от типа и вида урока.

Чтобы провести современный урок необходимо:

1. Четко определить и сформулировать тему урока; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. В связи с этим обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал.

Для этого надо: подобрать литературу по теме; подобрать учебные задания, целью которых является:

а) узнавание нового материала,

б) воспроизведение,

в) применение знаний в новой ситуации,

г) применение знаний в незнакомой ситуации,

д) творческий подход к знаниям; упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному"; составить три набора заданий:

- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

- задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, т.е. некая универсальность. Главное при группировке материала -умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.

Каковы же принципиальные отличия современного урока?

Во-первых,     это      использование     информационно-компьютерных

технологий (ИКТ) в образовательном процессе, что делает урок более интересным, наглядным и динамичным.

Во-вторых, отличия в изменении роли и функций учителя на уроке. На современном уроке должна преобладать атмосфера сотрудничества. Сотрудничество учителя и учащихся может быть выражено при выборе различных форм учебной деятельности, а также при передаче некоторых функций учителя учащимся.

В-третьих, главное на современном уроке — самостоятельная учебная деятельность учащихся, решение учебных задач и учебных проблем. На современном уроке применяются коллективные формы работы, работа в парах, предусматривающие общение, обмен мнениями и взаимопроверку знаний и умений.

В четвёртых, современный урок может и часто имеет межпредметный характер.

Таким образом, как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.

Актуальный (от лат. actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще -действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего учащегося, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно должен закладывать основу для будущего.

Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны просматриваться следующие ситуации:

-       ситуация открытости. Ученик должен иметь возможность быть успешным настолько, насколько он может или хочет быть;

-       ситуация успеха. Для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к успешному обучению и направленная на формирование положительного отношения к учению, что, безусловно, является дополнительным импульсом к активной работе;

-     ситуация     поддержки.     С     целью     создания    благоприятного
микроклимата на уроке учитель должен оказывать поддержку ученику в
эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах;

-   ситуация коммуникации. Должно быть создано продуктивное
общение, направленное на эффективное взаимодействие учителя и ученика.

Наличие всех факторов, влияющих на успешное проведение современного урока, является важным условием создания продуктивного образовательного процесса.

Способы организации урока. Сегодня использование компьютерной
техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может
взять на себя функцию контроля знаний; поможет сэкономить время на
уроке; богато иллюстрировать материал; трудные для понимания моменты
показать        в        динамике;     повторить        то,     что    вызвало        затруднения;

дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.

Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой. Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.

Оправдано использование нетрадиционных подходов в преподавании географии: игры по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссвордов, занимательного материала.

Например, проведение уроков формирования новых знаний в виде лекций, семинаров, уроков-путешествий, уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций).

Очень важен этап мотивации и актуализации знаний на любом уроке.

На уроках проверки и учёта знаний уместны викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ. При изучении нового материала отдаётся предпочтение применению проблемного обучения и ролевой игре.

В вышеперечисленных случаях школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

Современный урок географии, сохранив присущие ему признаки рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма.

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаев

Физика

Химия

Поиск

Блок "Поделиться"

Петербурговедение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru