Мы начинаем с вами курс освоения русского языка для 6 класса. Как и курсы других классов, он начинается с текстоведения.
Уже само слово «Текстоведение» подсказывает, что в центре внимания окажется текст, а нам предстоит изучать его как связное речевое произведение, рассматривать особенности содержания, построения, языковые средства связи предложений.
Сегодня мы будем говорить о тексте.
Текстом в лингвистике принято называть группу предложений, объединённых в единое целое темой с помощью языковых средств.
Мы продолжаем рассмотрение достаточно большой и очень важной темы «Текстоведение».
Первый вопрос нашего сегодняшнего занятия – вопрос о композиции текста. В самом общем виде композиция любого текста выглядит так:
Сегодня в центре нашего внимания важные вопросы текстоведения: смысловая связь предложений в тексте и средства связи предложений.
На прошлом занятии мы узнали, что существует несколько способов связи предложений в тексте:
Сегодня в рамках нашей темы «Текстоведение» мы познакомимся с типами речи.
Типом речи называется способ изложения, который выбирает автор.
На выбор типа речи влияет та задача, которую необходимо решить автору:
Сегодня в рамках нашей большой темы «Текстоведение» мы продолжаем разговор о типах речи.
Давайте вспомним, что называется типом речи.
Типом речи называется способ изложения, который выбирает автор.
Цели и задачи урока: закрепить основные понятия и правила, связанные с правописанием гласных в корнях, продолжить формирование умения применять правила в письменной речи, обращая внимание на опознавательные признаки орфограмм.
Цели и задачи урока: закрепить основные понятия и правила, связанные с правописанием согласных в корнях, продолжить формирование умения применять правила в письменной речи, обращая внимание на опознавательные признаки орфограмм, продолжить формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности, обобщить изученный материал по теме «Правописание корней».
Цели и задачи урока: закрепить основные понятия и правила, связанные с правописанием начального и - ы корня после приставок, оканчивающихся на согласный; продолжить формирование умения применять правила в письменной речи, обращая внимание на опознавательные признаки орфограмм (происхождение приставок, их правописание), продолжить формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности.
Цели и задачи урока: закрепить основные понятия и правила, связанные с правописанием приставок; продолжить формирование умения разграничивать изменяемые и неизменяемые приставки, применять правила в письменной речи, обращая внимание на опознавательные признаки орфограмм, продолжить формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности.
Цели и задачи урока: закрепить основные понятия и правила, связанные с правописанием приставок пре- и при-; продолжить формирование умения различать приставки по значению, применять правила в письменной речи, обращая внимание на опознавательные признаки орфограмм, продолжить формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности.
Цели и задачи урока: закрепить основные понятия и правила, связанные с условиями использования ь и ъ; продолжить формирование умения употреблять ь как разделительный, как показатель грамматической формы; для обозначения мягкости согласных; ъ как разделительный; продолжить формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности.
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с правописанием суффиксов прилагательных (-н-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин-); отработать навык правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных, повторить способы словообразования имён прилагательных, пополнить лексикон учащихся, развить творческие способности; работать над воспитанием у учащихся интереса к изучению русского языка, стремлению ценить родной язык.
Цели и задачи урока: познакомить с правилом написания суффиксов имен существительных; отработать навык применения по алгоритму правила на практике; повторить способы образования существительных; развить умение видеть орфограмму в связном тексте; совершенствовать навыки самоконтроля.
Цели и задачи:
· Познакомить с правописанием суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);
· Научить учащихся писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;
· Развивать логическое мышление, внимание, речь, память, умение видеть орфограмму в связном тексте;
Цели и задачи урока: познакомить с правилом написания окончаний имён существительных и прилагательных; отработать навык применения по алгоритму правила на практике; повторить изменение существительных и прилагательных по падежам, числам и родам; развить умение видеть орфограмму в связном тексте; совершенствовать навыки самоконтроля.
Цели и задачи урока:
· Развить умение распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме;
· Познакомить с разноспрягаемыми глаголами и глаголами с особой системой окончаний;
Цели и задачи урока: познакомить с правилом слитного, раздельного и дефисного написания имён существительных и прилагательных; отработать навык применения по алгоритму правила на практике; развить умение видеть орфограмму в связном тексте; совершенствовать навыки самоконтроля.
Цели и задачи урока: познакомить с правилом написания о-ё после шипящих и ц; отработать навык применения по алгоритму правила на практике; повторить состав слова; развить умение видеть орфограмму в связном тексте; совершенствовать навыки самоконтроля.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами написания о-ё после шипящих и ц.
Цели урока: повторить сведения о словосочетании, его отличии от предложения; проанализировать структуру словосочетания, отношения между его компонентами; изучить виды словосочетаний в зависимости от главного слова; подбор синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи.
Цель урока: осознавать предложение как основную единицу языка, как средство выражения мысли и чувства; распознавать предложения по цели высказывания и по интонации.
Перед вами две записи:
Цели и задачи: уметь находить основу предложения, знать, чем может быть выражено подлежащее или сказуемое; знать отличие между односоставным и двусоставным предложением, между распространённым и нераспространённым предложением; определять второстепенные члены предложения.
Цели и задачи: научиться находить однородные члены; соблюдать правильную интонацию при чтении однородных членов предложения; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
Приветствие.
Цели и задачи: находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением.
Приветствие.
Цели и задачи: формирование понятия о сравнительном обороте, постановке запятых при нём; формирование навыков грамотного пунктуационного оформления сравнительного оборота; формирование представления о синтаксической роли сравнительного оборота в предложении.
Цели и задачи: повторить основные сведения о простом предложении; правильно разбирать (устно и письменно) простое предложение; строить схему простого предложения.
Приветствие.
Сегодня мы с вами будем делать синтаксический разбор предложения, а заодно повторим всё то, о чём говорили в разделе «Синтаксис».
На этом уроке мы познакомимся с понятием о сложном предложении, научимся определять его виды, определим основные пунктуационные нормы при записи сложного предложения.
Теория.
Сравним два примера:
Теория.
Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.
Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.
Цели и задачи урока: формирование представления о способах образования имён существительных, умения выполнять словообразовательный анализ, образовывать слова по готовым морфемным моделям, расширение знаний в лексикографической области, развитие монологической речи.
Приветствие.
Цели и задачи урока: углубить знания о способе сложения при образовании имён существительных, дать представление о его разновидностях; развивать навык определения способа словообразования имени существительного, навык работы со словарями разных типов; воспитывать интерес к изучению морфемного состава слов.
Цели и задачи урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью -пол-. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса). Иметь представление о сложносокращённых словах.
Цель: актуализировать знания учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; закрепить навыки использования несклоняемых существительных в речи в составе словосочетаний прил.+сущ.; актуализировать орфоэпические навыки при употреблении имён существительных; совершенствовать умение работать с лингвистическими словарями; воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям.
Цели и задачи урока:
Обобщение и углубление знаний об именах существительных.
Закрепление умений в распознавании имён существительных одушевлённых и неодушевлённых; нарицательных и собственных; имён существительных мужского, женского и среднего рода, имён существительных единственного и множественного числа.
Поговорим о прилагательных, узнаем о грамматическом значении прилагательных, познакомимся с краткой формой и степенями сравнения этой части речи.
Тренинг.
Посмотрите на текст:
Поговорим об орфографии, а точнее, о правописании н-нн в суффиксах прилагательных, которые образованы от существительных.
Речь пойдёт об относительных прилагательных, которые обозначают признак предмета через отношение к другому предмету, и притяжательных прилагательных, обозначающих принадлежность к живому существу.
Поговорим о словообразовании. Вы помните, что одним из способов образования имён прилагательных является сложение основ.
Ясно, что прилагательные, образованные таким способом, должны на письме выглядеть особенно. Мы их можем писать слитно или через дефис.
Ребята, сегодня мы продолжим разговаривать об орфографии. На этом уроке мы должны разобраться с такой важной проблемой, как написание не с прилагательными и вспомнить о том, как пишется не с существительными.
Вы, наверное, знаете о коварстве не, она, как волшебница, может менять своё лицо и выступать в роли части корня, приставки, частицы.
Вот и настало время поговорить с вами об употреблении имён прилагательных в речи. Из курса пятого класса вы помните, что в речи мы руководствуемся орфоэпическими (правильное ударение и произношение), грамматическими (выбор правильной формы) и лексическими (выбор слова в правильном лексическом значении) нормами.
Подходит к концу наше изучение имени прилагательного. Сегодня мы поговорим о синтаксической роли имени прилагательного и его морфологическом разборе.
Теория:
Мы с вами заканчиваем говорить об именах прилагательных, поэтому сегодня на завершающем уроке речь пойдёт о роли прилагательных в тексте, потому что текст – самая крупная единица языка.
Теория.
Прилагательные в тексте выполняют различную роль.
Цель и задачи урока: повторение и углубление знаний о глаголе и его грамматических признаках, определение постоянных и непостоянных грамматических признаков разных глаголов.
Приветствие.
Здравствуйте, дорогие друзья, сегодня мы с вами поговорим… А, впрочем, сейчас вы сами догадаетесь, о чём пойдёт речь.
Цель и задачи урока: актуализировать знания о глаголе как части речи, развить и сформировать навыки определения способов образования глаголов, научить определять способы образования глаголов, выработать навык построения словообразовательной цепочки.
Приветствие.