Русский язык

Литература

История

Биология

География

Математика

Внешность сумчатого черта вполне оправдывает его жутковатое название: мощное приземистое тело, покрытое черной шерстью с белыми отме­тинами, мускулистые лапы, лысоватый толстый хвост, в котором накапливается жир про запас, лысые розовые уши, массивная голова и огром­ная зубастая пасть. Не зря фермеры прозвали его «ужас тасманийской ночи». Плохой репутации дьявола, по-видимому, в большой мере способст­вовал его неприятный, зловещий голос, наводив­ший на первых колонистов панический ужас. Э. Трафтон описывает его как плаксивое ворча­ние, сменяющееся затем хриплым кашлем или, если зверь обозлен, низким пронзительным ры­чанием.

Борьба между тасманийским дьяволом и пер­выми европейскими колонистами вспыхнула по­сле первой же встречи. Первыми европейскими поселенцами Тасмании были каторжники, сопро­вождавшая их стража и немногочисленные коло­нисты. Питание в первых колониях было налаже­но плохо, мяса не хватало, и поселенцы очень рассчитывали на привезенных с собой из Англии домашних птиц. На этой почве вскоре и произош­ло их знакомство с сумчатым дьяволом, который принялся энергично уничтожать кур.

Отталкивающее выражение морды, черная шерсть, зловещее рычание и кровожадность по­родили его имя. Этого зверя безжалостно истреб­ляли, тем более что мясо его оказалось съедоб­ным и, по утверждениям колонистов, по вкусу на­поминало телятину.

В настоящее время сумчатый дьявол встреча­ется только на Тасмании, хотя, по всей вероятно­сти, раньше он населял и материк Австралии. Ис­копаемые остатки его были обнаружены на юге Западной Австралии. Наличие черепов и костей этого вида в кухонных остатках аборигенов под­держивает предположение, что дьявол может су­ществовать здесь и в настоящее время. В 1912 го­ду одно такое животное было убито в 60 милях от Мельбурна; однако, по всей вероятности, это был зверь, сбежавший из зоопарка.

Многочисленный в окрестностях Хобарта в на­чале XIX века, дьявол по мере роста поселений отступал все дальше в неосвоенные лесные и гор­ные части Тасмании. Однако люди продолжали его преследовать. Когда на Тасманию завезли овец и они стали подвергаться нападению местных хищников, в этом опять-таки обвинили дья­вола, хотя, вероятно, в большей степени был ви­новат сумчатый волк.

По мере освоения острова дьявол отступал все дальше и дальше, пока не оказался в почти недос­тупных скалах; здесь он сумел закрепиться и тем самым избежал полного уничтожения.

Охотится дьявол ночью. Очень прожорли­вый, он питается мелкими и средними животны­ми. Птицы, в том числе попугаи, молодые валлаби, кенгуровые крысы и другие мелкие млекопитаю­щие — его постоянная добыча. Он часто бродит по берегам водоемов, поедая лягушек и раков, а на морском побережье — выброшенные волна­ми съедобные остатки. Несмотря на относитель­но небольшие размеры, он очень силен и вынос­лив и при случае нападает на животных, гораздо более крупных, чем он сам (например, на овец).

Сумчатые дьяволы умывают морду обеими пе­редними лапами сразу, складывая их ковшиком. Сумка состоит из подковообразной складки кожи, исчезающей на задней стороне брюха. Во второй половине сентября можно уже видеть маленькое тельце или хвост, торчащие из сумки, а в конце этого месяца самка начинает собирать солому и сухую траву и готовить гнездо. Детеныши хорошо лазают по деревьям. Взрослые лазают хуже, но все же они могут карабкаться по наклонным ство­лам и легко удерживаются на ветвях. Дьяволы хо­рошо плавают, легко переплывают реки.

В течение долгого времени считали, что при­ручить дьявола невозможно. Действительно, ко­гда его ловят, он отчаянно защищается, кусается. Помещенный в клетку, он первое время старается убежать, что ему часто удается благодаря очень сильным челюстям: бывали случаи, когда дьяво­лы выворачивали зубами прутья решетки. Одна­ко приручить его нетрудно, нужно лишь с желани­ем и умением взяться за дело.

Сумчатые черти легко приручаются и становятся ласковыми и игривыми домашними животными. Многие австралийцы держат их вместо кошек и собак. Выращенные в неволе, дьяволы становят­ся совершенно ручными, резвыми и привязчи­выми. Даже взрослые пойманные звери стано­вятся вскоре настолько ручными, что их можно гладить.

Черти очень чистоплотны, без конца вылизы­вают себя и приглаживают, обожают купаться и греться на солнце.

Усилиями ученых и благодаря собственной живучести этот вид был спасен от полного унич­тожения, грозившего ему в начале ХХ века.


Физика

Химия

Поиск

Блок "Поделиться"

Петербурговедение

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru